Бордюрный камень: применение, виды, размеры, особенности укладки

Строительные материалы
Содержание
  1. Бордюрный камень: применение, виды, размеры, особенности укладки
  2. Технология установки бортового камня
  3. Устройство подстилающего слоя и бетонного основания
  4. Схема установки бортового камня
  5. Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры
  6. Бордюры – достойная окантовка и защита для дорожек
  7. Разновидности
  8. Пластиковые
  9. Каменные
  10. Бетонный бордюрный камень
  11. Заливные бордюры
  12. Деревянные
  13. Из подручных средств
  14. Бортовой камень дорожный, садовый бордюр ГОСТ 6665-91.
  15. Особенности применения разных видов изделий
  16. Дорожные камни
  17. Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91
  18. Стоимость камней
  19. Как определяется длина бордюрного камня по маркировке
  20. Самостоятельная установка бордюра для тротуара
  21. Бордюр ГОСТ 6665-91- размеры изделий
  22. Технология изготовления
  23. Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
  24. Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке
  25. Типовые размеры и монтаж
  26. Отличие бордюра от поребрика
  27. Виды бордюров для дорожек и тротуара
  28. Бетонные бордюры
  29. Различие бетонных бордюров по технологии изготовления
  30. Садовые бетонные бордюры по внешнему виду
  31. Цвета бетонного бордюра для дорожек
  32. Размеры бордюра для тротуарных дорожек
  33. Пластиковые бордюры
  34. Особенности монтажа
  35. Каменные бордюры
  36. Каменные бордюры в зависимости от типа камня
  37. Каменные бордюры в зависимости от типа обработки поверхности
  38. Кирпичные бордюры

Бордюрный камень: применение, виды, размеры, особенности укладки

Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами — гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ — например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

* Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры (марка БР.100.20.8, БР.50.20.8), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание.

Для устройства подстилающего слоя применяются:

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.

На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Схема установки бортового камня

На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.

По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.

Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.

Рис: Схема установки бортового камня:

Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.

Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).

Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).

Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.

Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры

Завод “Цемсис” производит широкий ассортимент бетонного бортового камня по современной технологии двухслойного вибропрессования в соответствии с ТУ 23.61.11-001-09644561-2019 и ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. ТУ».

В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:

  • Дорожные бордюры БР 100.30.15 и БР 100.30.18 предназначены для разделения автомобильных дорог от пешеходных зон.
  • Тротуарный бордюр БР 100.20.8 применяется повсеместно при благоустройстве городских объектов — парков, скверов, дворов, пешеходных дорожек, а также при обустройстве территории частных придомовых участков.
  • Садовые бордюры БР 50.20.8предназначены для благоустройства частных объектов — садовых дорожек, террас, отмостки вокруг дома.

Садовые бордюры БР 50.20.8 обладает теми же прочностными характеристиками, что и обычный тротуарный бордюр БР 100.20.8, но при этом отличаются следующими преимуществами:

  • Укороченная форма создает удобство при создании радиусных дорожек
  • Широкая цветовая гамма позволяет заказать бордюр в тон выбранной тротуарной плитки
  • Легкость монтажа благодаря небольшому весу изделий

Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.

Бордюрный камень: применение, виды, размеры, особенности укладки
www.vibor-spb.ru

Бордюры – достойная окантовка и защита для дорожек

Бордюры для садовых дорожек не только последний штрих, венчающий оформление территории, но и необходимость – они сдерживают края от расползания, предотвращают попадание грунта на полотно и зарастание травой. Кроме того, бордюрами оформляют клумбы и зонируют пространство участка в соответствии с идеей дизайна. Как и дорожки, бордюры делают из самых разных материалов – это могут быть покупные ограждения и самодельные, на любой вкус и кошелек. Среди пользователей портала FORUMHOUSE в ходу бордюры разных типов.

Разновидности

Хотя практическая функция бордюра несомненно важна, он должен быть и декоративным, чтобы подчеркнуть достоинства дорожки, а не испортить вид. При выборе типа ограждения учитывают и рельеф местности, и материал, из которого изготовлено полотно дорожки. Есть универсальные категории бордюров, сочетающиеся со многими покрытиями и зонами, другие же предназначены для конкретных условий применения.

Пластиковые

Отливаются из прочного, рассчитанного на внешние воздействия пластика. Легкие, простые в монтаже, долговечные ограждения. Обычно не несут декоративной нагрузки – они не выступают за контуры покрытия после монтажа и выполняют чисто практические задачи, сдерживая полотно от расползания и предотвращая прорастание травостоя с боков. Монтируются без применения бетонных растворов, посредством заглубляемых в землю якорных штифтов, что значительно упрощает и ускоряет процесс сборки. Благодаря гибкости материала, легко принимают изогнутые формы, четко повторяя контур дорожки самой сложной геометрии. Пластиковый бордюр лаконично дополнит дорожку из кладочных материалов, но не подойдет для покрытий из щебня или гравия – сыпучие материалы без бортика по краям постепенно растянутся, и дорожка потеряет четкость границ. Выпускаются и высокие пластиковые бордюры в виде монолитной или фигурной ленты, но они, в основном, применяются для клумб.

Каменные

Выкладываются из кирпича, известняка, ракушечника, валунов, блочных разновидностей. В зависимости от способа укладки, кирпич может использоваться как целый (продольно, на ребро), так и отходы от строительства (уголок). Для бордюра из кирпича выбирают облицовочную разновидность с минимальным влагопоглощением и повышенной морозостойкостью и прочностью.

Каменный бордюр нуждается в прочном цементном основании, а при наличии нескольких рядов, все швы полностью заполняются раствором и затираются. Исключение делается для крупного натурального камня, он укладывается на дренажную подушку, и швы раствором не заделываются. Большой вес камней гарантирует им статичное положение, а влага будет стекать и впитываться в почву.

Разметку под бордюры для прямых дорожек делают с помощью шнура и колышков, при изогнутой форме проще воспользоваться садовым шлангом. Под основание снимается плодородный слой, выкапывается траншея, глубина зависит от высоты бордюра с учетом дренажной подушки из песка и щебня, на которую заливается цементный раствор. Бордюр выкладывается на раствор через несколько дней, когда фундамент схватится.

У форумчан востребованы «бюджетные» каменные бордюры из валунов, собранных в округе и оставшихся от стройки газобетонных блоков.

C работы натаскал приличное количество валунов, гальки – от громадных, весом под 50 кг, до размера кулака, хочу сделать из них поребрики по двору, а дальше замостить тротуарной плиткой. Грунт — в полтора штыка земля, потом глина, технологию монтажа вижу следующую:

  • Разметка участка.
  • Снять плодородный слой.
  • Геотекстиль.
  • Шебень, утрамбовать.
  • Геотекстиль.
  • Песок, утрамбовать.
  • Хлыст арматуры (не знаю надо или нет).
  • Раствор бетона самодельный 3/19.

Камни один на другой с заполнением швов раствором.

Хочу бордюр сделать из газобетона, чтобы не впитывал воду и не разрушался под землей, думаю покрыть какой-нибудь защитной пропиткой.

Вместо пропитки форумчане посоветовали использовать жидкий цементный раствор, консистенцией напоминающий масляную краску, но замешивать на дистиллированной или дождевой воде.

Бетонный бордюрный камень

Железобетонные изделия, обычно прямоугольной формы, с прямым, закругленным или скошенным верхом, выпускаются в большом размерном диапазоне, начиная длиной от 30 см. Чаще всего используются для оформления прямых дорожек. Если полотно изгибается или закругляется, сегменты придется подрезать под углом, чтобы обеспечить плотное прилегание друг к другу. Так как монолит достаточно тяжелый, необходимо прочное основание. Если бордюры укладываются в процессе создания дорожки, сначала выполняют их установку с учетом будущей высоты покрытия, но возможен и последующий монтаж с целью укрепления разъезжающегося полотна. В этом случае траншея выкапывается вплотную к дорожке, глубина зависит от высоты бордюра и покрытия, на дне должна получиться песочно-щебневая или щебневая утрамбованная подушка слоем 10-15 см, поверх — слой густого цементного раствора, на который монтируются камни.

Форумчанин Аникей выбрал для оформления участка дизайнерский проект с радиальными дорожками и бетонным бордюрным камнем, поэтому при укладке пришлось повозиться.

Бордюрный камень прямой, а дорожки радиусные, края камня надо будет подрезать так, чтобы зазор между соседними камнями был одинаковый. Сначала я не собирался заморачиваться с этим — швы можно и цементом замазать, но потом посмотрел ролик, и плавные линии плоского бордюра натолкнули на необходимость прирезки.

Аникей использует камнерезный станок, а нужный угол вычисляет путем примерки с помощью электронного угломера.

Заливные бордюры

В зависимости от способа изготовления, бывают двух видов – монолитные, заливаемые в опалубку на месте установки, и формовочные – заливаемые в самодельные или покупные формы и в дальнейшем монтируемые в нужных местах. Опалубку сколачивают из древесины, фанеры или других плитных материалов, иногда используют листы железа. Чтобы избежать появления ржавчины на поверхности застывшего бетона, прямого контакта железа и раствора не допускают. Применение гибких листовых материалов позволяет отливать монолит изогнутых и округлых форм, тогда как деревянная опалубка традиционно сколачивается для прямых конструкций.

Как и при установке бордюрных камней, для монолита выкапывается траншея, на дно засыпается слой песка и гравия, тщательно утрамбовывается. По ширине траншею выкапывают с учетом толщины опалубки, глубина составляет третью часть от высоты бордюра. Использование арматуры при заливке упрочняет изделие, предупреждая от растрескивания в результате пучения грунта в зимний период. Чтобы создать защитный слой, арматуру укладывают не на подушку, а выставляют на готовые или самодельные подставки. С внешней средой будет контактировать слой бетона, что убережет металл от преждевременной коррозии. После установки арматуры опалубка заполняется раствором, поверхность разглаживается и защищается от прямого солнца. Монолит «доходит» за 5-7 дней. После демонтажа опалубки его можно окрашивать, белить или украшать. При возведении опорных стенок на местности с разноуровневым рельефом именно бетонную заливку в опалубку используют чаще всего, в последствие стены облицовывают.

Для заливки отдельных элементов применяют готовые формы разных видов, бывают прямоугольные и фигурные, чтобы получить эксклюзив, можно использовать подручные емкости. Длинный ровный бордюр получится при заливке раствором металлического швеллера. Если перегородить форму посредине, получится два бордюра. Стенки и дно тщательно зачищают от ржавчины, укладывается пленка, края закупориваются. Как и в опалубку, закладывается арматура. После , для повышения прочности и долговечности, заливается раствор, для заполнения пустот слегка постукивают по швеллеру. Если стояла сухая погода в районе двадцати градусов тепла, бордюр извлекают через несколько дней на ровное место.

Форумчанин Denisov подсмотрел у своего знакомого способ отливки бордюров в использованные плафоны от люминесцентных уличных ламп.

Для изготовления бордюра интерес представляет только корпус светильника – отражатель. Размером в длину около метра, шириной сантиметров 20, с загнутыми краями и небольшими отверстиями для проводов. Окрашен обычно в белый цвет, для лучшего отражения света. Технология простая:

  • Смазать форму отработанным машинным маслом изнутри.
  • Вырезать кусок арматурной сетки и уложить в форму так, чтобы из узких концов выступали наружу прутья сетки ( 5см ).
  • Залить форму бетоном на базе мелкого щебня или другого подходящего строительного мусора.
  • После застывания вытряхнуть получившийся бордюрчик из формы.

К моему удивлению, у получившегося изделия была даже своеобразная эстетика, то есть он не страшный на вид.

Деревянные

Деревянными бордюрами оформляют деревянные же дорожки или клумбы. Частокол из разнокалиберных или одинаковых колышков подчеркнет красоту альпийской горки или тропинки, сделанной из спилов. Сами спилы небольшого диаметра тоже часто используют в качестве бордюра. В отличие от каменных и бетонных разновидностей, деревянные бордюры не требуют бетонного основания, достаточно дренажного слоя и засыпки землей, гравием или песком. Обязательное условие – предварительная пропитка древесины защитными составами.

Из подручных средств

Пластиковые и стеклянные бутылки, волновой и плоский шифер, ивовый плетень, отрезы металлопрофиля и многое другое – на бордюр идут любые подручные материалы. Однако долговечность и практичность подобных ограждений существенно уступает традиционным каменным или бетонным вариантам. Тем не менее, и эти конструкции пользуются популярностью и востребованы, когда декоративная составляющая на первом месте.

Покупной или самодельный, бетонный, кирпичный или каменный, высокий или вровень с дорожкой, главное – бордюр должен стать последним штрихом, завершающим общую картину.

www.forumhouse.ru

Бортовой камень дорожный, садовый бордюр ГОСТ 6665-91.

Используют бордюрные камни также при обустройстве водостоков для направления водного потока.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Дорожные камни

Дорожный бордюрный камень используется в процессе строительства дорог вблизи населенных пунктов. Его основная цель — обозначение грани между пешеходной зоной и автомагистралью.

Кроме того, усиленные бордюры обеспечивают длительную сохранность дорожного полотна, предотвращая его сползание под воздействием тяжеловесного транспорта.

Бордюрный дорожный камень устанавливается и на магистралях, расположенных вдали от населенных пунктов. На таких участках используются самые прочные изделия, изготовленные из бетона высокого качества. Они отличаются увеличенным сроком эксплуатации и большой длиной.

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Стоимость камней

Ценник на бордюрные камни варьируется в зависимости от разновидности изделия, его размеров и предназначения. Самым низким ценником характеризуются тротуарные варианты. Их стоимость стартует от 60 рублей за штуку.

Усиленные дорожные изделия средних параметров имеют ценник от 290 до 480 рублей за штуку. Дорожные камни с параметрами 300 х 30 считаются самыми дорогостоящими. Их минимальная цена — 1400 рублей.

К расходам на приобретение материалов следует добавить стоимость цемента, песка и работ по укладке бордюрного камня. Если монтаж изделий осуществляется на собственном участке, все предстоящие работы можно выполнить самостоятельно.

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР – обозначение рядового бордюра;
  • БУ – изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП – аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ – аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ – выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК – криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Справиться с этой задачей может даже начинающий строитель, достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

    Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.

Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.

Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3

от верхней точки камня, ширина —
на 10 сантиметров
больше размера блока.

Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.

Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.

Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа

, чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Бордюр ГОСТ 6665-91- размеры изделий

Согласно таблицам, имеющимся в стандарте, зависимо от марки изменяются размеры:

  • БР – имеет длину от 1 до 6 м при высоте 20–60 см и ширине 8–20 см;
  • БУ и БУП – габариты составляют 300х30 см при ширине 29–32 см;
  • БЛ – размеры изделия 300х32 см, ширина составляет 68–118 см;
  • БВ – габарит продукции 100х30 см, ширина 15–18 см;
  • БК – размер бордюров 100х30 см, ширина 18–21 см при радиусе кривизны 5–15 м.

Среди множества типоразмеров продукции наиболее распространенным является камень с длиной 1 м. Ознакомившись с положениями стандарта можно разобраться с маркировкой, подобрать размеры бордюрных камней и выбрать необходимый тип в соответствии с его назначением.

Филонцев Виктор Николаевич

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом. Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных. Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Размер блока можно выбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Однако длина камня не должна превышать 2

-х метров (иначе блок может сломаться).

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

    1. Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция

1:3

). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

Затем добавляют щебень в соотношении 3 части

камня на
1 долю
сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня

. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

    Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках

, нарекания вызывают такие нюансы:

    Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

Материал хорошо горит.

Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см

. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

stroi-s-ka.ru

Виды бордюров для дорожек и тротуара

Бордюр – барьер задающий границы уличной территории с определенным видом покрытия (асфальт, бетон, песок, трава). Одновременно защищает почву от эрозии или границу покрытия от разрушения. Эта статья поможет узнать какие виды бордюров для дорожек наиболее популярны, правильно определить оптимальный вариант материала для оформления вашего участка территории.

Бетонные бордюры

Бордюры из бетона, получившие наибольшее распространение, часто называют бордюрным или бортовым камнем, поребриком. В зависимости от места и целей установки бетонные бордюры могут быть дорожными или тротуарными (садовыми). Применяются для мощения территории общественного или частного значения. Используются при городском и садово-парковом оформлении участков.

Дорожные бордюры отделяют проезжую часть от тротуаров и ограничивают их ширину. Тротуарные играют, как разграничительную, так и декоративную роль. Они имеют сходство с дорожными, но характеризуются меньшей высотой и слегка скошенной лицевой частью. Как правило, их размеры имеют ограничения по длине – 50 или 100 см, по ширине – 8 см, по высоте – 20 см.

Типичные места установки:

  • жилые кварталы;
  • въезды, парковки и автомобильные стоянки;
  • дачные и коттеджные участки;
  • другие территории с необходимостью зонирования участков.

Материал часто применяется для оформления пешеходных дорожек и тротуаров, парковой зоны или части сада, садовых дорожек, клумб, отдельно стоящих деревьев. Для создания уникальных форм в ландшафтном дизайне используются различные виды бордюров для тротуара в форме волны, ступеньки, дуги.

Варианты применения бетонного бордюра

Различие бетонных бордюров по технологии изготовления

Для изготовления бетонных бордюров может применяться одна из двух технологий. Это технология вибролитья или вибропрессования. Используемый метод изготовления определяет рабочие характеристики бордюрного камня и срок его службы.

Вибролитые бордюры

При одинаковых габаритах и форме бордюры, изготовленные по этой технологии, часто имеют разную массу. В основе способа – принцип заливки раствором формы. Матрица для заливки размещается на вибростоле. Благодаря вибрациям материал уплотняется, удаляется скопившийся в растворе воздух. Недостаток метода – многократное использование одной и той же опалубки, образование внутренних капилляров, ускоряющих разрушение бордюрного камня при температурных перепадах.

Вибропрессованные бордюры

Такие бордюры изготавливают методом прессования с вибрационной утрамбовкой смеси бетона с водой. Вибротрамбовка полностью удаляет воздушные пузырьки из раствора, уплотняя и повышая прочность застывшей массы.

Метод вибропрессования позволяет получить более качественный строительный материал. Он морозоустойчив и отличается лучшими прочностными характеристиками, а значит и долговечностью. Поэтому получил большее распространение в городском и частном строительстве.

Садовые бетонные бордюры по внешнему виду

Внешний вид садовых бортовых камней также определяет специфику их применения.

Они могут быть:

Односторонние бордюры

Устанавливаются на участках, где необходимо обозначить границу покрытий с разными перепадами по высоте. Например, для отделения газона от дорожки, обозначения островка безопасности.

Двухсторонние бордюры

Установка бордюра этого вида позволяет визуально разделить зоны с разным покрытием одинаковой, или примерно одинаковой высоты. Примером такого разделения может служить граница между тротуаром и газоном.

Цвета бетонного бордюра для дорожек

Вибропрессованные бордюрные камни могут иметь различное цветовое оформление. При этом цвет материала сохраняется независимо от срока эксплуатации. Наибольшей популярностью пользуются серые, красные и коричневые заготовки.

Оформляя садовую дорожку или площадку, необходимо учитывать, что цвет границы может гармонировать с дорожкой или контрастировать с цветовой палитрой тротуарной плитки.

Обычный серый бордюр можно окрасить с помощью атмосферостойкой фасадной краски. Но повторять эту процедуру необходимо каждый год или раз в два года, поэтому лучше заранее продумать и выбрать необходимый цвет.

  • белый;
  • желтый;
  • светлый серый;
  • серый стандартный;
  • красный;
  • коричневый.

Красный.

Коричневый.

Желтый.

Белый.

Серый стандартный.

Серый.

Размеры бордюра для тротуарных дорожек

Достоинства бетонных бордюров:

  • Самый прочный и доступный строительный материал.
  • Стойкость к резким перепадам температур и другим атмосферным воздействиям.

Недостатки бетонных бордюров:

  • Необходимость предварительной подготовки основания для установки.
  • Материал больше подходит для оформления прямых дорожек, для криволинейных объектов необходимо выполнять большое количество подрезки.

Пластиковые бордюры

Для изготовления пластиковых бордюров используется прочный пластик, стойкий к механическим повреждениям. Профиль напоминает уголок, одной стороной примыкающий к дорожке или тротуару.

Противоположная сторона имеет отверстия для крепления к грунту. Фиксируется специальными колышками (гвоздями) с внешней стороны дорожки.

Как правило, пластиковые бордюры монтируются с целью защиты покрытия от разрушения и не выполняют декоративную функцию. Граница из пластика после монтажа не выделяется на фоне дорожки – она имеет ту же высоту, что и покрытие участка. Однако она успешно применяется для контрастного разделения зон с разным покрытием. Еще одна задача, успешно решаемая с помощью ограждения этого типа – предотвращение прорастания травы.

Примеры применения пластикового бордюра

Особенности монтажа

В отличие от бетонных аналогов заготовки из пластика легко поддаются изгибу. Это свойство материала позволяет создать границы садовой дорожки изогнутой формы и точно повторить ее геометрию.

Кроме того, монтаж не требует подготовки углублений для укладки и заливки бетонным раствором – якорные штифты заглубляются непосредственно в землю. Все, что необходимо сделать предварительно – определиться с шириной дорожки. Такая технология существенно упрощает сборку и сокращает ее время.

Замок.

Крепление.

Паз для полива.

Следует помнить, что пластиковые бордюры предназначены для ограничения площадок и дорожек с твердым покрытием. Они не подходят для оформления зон, покрытых щебнем и гравием, другим сыпучим материалом – отсутствие прочного бортика приведет к постепенному осыпанию по краям, четкость границы нарушится.

Существуют разновидности бордюров из пластика, имеющих увеличенную высоту. Они выполнены в виде фигурной или монолитной ленты и оптимально подходят для ограждения клумбы и ее выделения на общем фоне.

  1. Простота монтажа без рытья углублений и использования спецтехники.
  2. Возможность создания четкой границы криволинейного контура с любым радиусом закругления.
  3. Крепление к грунту с помощью якорных штифтов.
  4. Легкость перемещения и придания любой формы.
  5. Не перегреваются в летний сезон и не оказывают негативного воздействия на растущую траву.
  6. Стойкость к низким температурам и долговечность.
  1. Невозможно использовать для создания границ дорожки из каменной брусчатки.
  2. Материал не отличается экологичностью.

Каменные бордюры

Появление на строительном рынке современных материалов не снизило спрос на изделия из натурального камня. Он по-прежнему остается одним из лучших решений для декорирования участков. Бордюры из природного камня отличаются внешней красотой, разнообразием текстуры и форм, долговечностью. Не меньшее значение имеет и практическая составляющая – высокая прочность материала.

Каменные бордюры в зависимости от типа камня

Натуральный камень успешно дополняют естественный дизайн участка или сада. Хотя он не отличается широкой цветовой палитрой, по разнообразию оттенков с ним не сравнится ни один строительный материал. Лучше всего такие границы сочетаются с дорожкой, вымощенной тротуарной плиткой, гранитом или брусчаткой.

Примеры использования каменного бордюра

Наибольшее распространение получили стойкие к воздействиям породы камня:

Им несколько уступают по прочности заготовки из мрамора, травертина, плотных известняков. К более хрупким относят туф и рыхлые известняки.

Не рекомендуется применение бордюров из пористых пород. Они накапливают влагу, которая зимой замерзает и разрушает материал изнутри.

Каменные бордюры в зависимости от типа обработки поверхности

Вид обработки поверхности камня имеет важное значение при создании границы.

В зависимости от используемого метода и задействованного оборудования каменные бордюры могут быть:

  • пилеными;
  • колотыми;
  • полированными;
  • подверженными термической обработке.

Колотый.

Полированный.

Наибольшее распространение получили бордюрные камни из пиленого гранита. Для обработки породы используется специальная техника, оперативно разделяющая материал на блоки определенных размеров. Полученные заготовки соответствуют заданному стандарту и имеют аккуратно обработанные края. Это – одно из лучших решений для оформления границ дорожек.

Возможны и комбинированные варианты: часть сторон обрабатывается с помощью пиления, остальные будут колотыми. Отдельные поверхности можно отполировать, например, верх и фасад.

  1. Противостояние атмосферным воздействиям, включая выпадение осадков и образование наледи.
  2. Высокая устойчивость к истиранию.
  3. Разнообразие вариантов текстуры поверхности: противоскользящая, гладкая, колотая.
  4. Возможность подбора текстуры и оттенков камня.
  5. Неограниченный срок использования при условии отсутствия чрезмерных механических воздействий.
  1. Высокая стоимость материала.

Кирпичные бордюры

Такие ограждения хорошо смотрятся на дорожке, покрытой брусчаткой или натуральным камнем.

Классический способ создания бордюра при помощи кирпича предусматривает использование тротуарного клинкерного кирпича. Поскольку обычный кирпич подвержен быстрому разрушению под воздействием природных факторов, он не подходит для уличных работ. Клинкерный кирпич отличается большей прочностью и стойкостью к атмосферным воздействиям.

Создание кирпичного бордюра – процедура простая и малозатратная. Монтаж кирпича по краю обочины осуществляют на предварительно подготовленное основание из цементного раствора, залитого в траншею. В некоторых случаях обходятся без заливки бетонного основания.

Наиболее простые способы монтажа – установка кирпича на ребро или торец. При этом бордюр присыпают и трамбуют, чтобы одна половина оказалась под землей, а другая создавала на поверхности разграничительную линию. Для лучшего сцепления между кирпичами рекомендуется укладывать слой цементного раствора.

Вариант использования бордюра из камня

  1. Простота монтажа и ремонта.
  2. Доступность материала.
  1. Дороговизна обустройства.
  2. Обычные виды керамического и силикатного кирпича быстро разрушаются под действием влаги.
srbu.ru
Оцените статью